
Какие маркетинговые уловки супермаркетов вам во вред

9 маркетинговых уловок, которые заставляют нас тратить больше
Поход в супермаркет кажется простой задачей: положил все нужное в корзину, оплатил покупки и ушел. По факту любая торговая точка ориентирована не только на удовлетворение спроса посетителей, но и на увеличение продаж. Специалисты изучили поведение потребителей и создали специальные приемы, стимулирующие людей покупать больше. Расскажем о хитрых маркетинговых уловках, которые наносят вред вашему бюджету.
1. Расположение товаров
Бывает так, что на поиск нужного товара уходит много времени. При этом взгляд падает на полки, находящиеся на уровнях глаз, то есть около 120-160 см от пола. Именно на них размещены дорогие товары, продажа которых принесет больше прибыли магазину. Более дешевые аналоги и товары от менее известных производителей расположены внизу, чтобы покупателям было сложнее их заметить. Сладости и другие детские товары расположены таким образом, чтобы ребенок их заметил и умолял родителей купить их. Эти скрытые манипуляции позволяют продавцам лишить покупателей выбора.
2. Хитрая проектировка
Супермаркеты спроектированы так, чтобы люди покупали больше. Мерчендайзеры продумали маршрут до мелочей. Хлеб, молоко, яйца и другие продукты первой необходимости находятся в самом конце торгового зал. Приходится пройти через множество других отделов. Это повышает риск совершения импульсивных покупок.
Ширина проходов сужена, чтобы заставить обратить внимание покупателей на большее количество товаров, либо расширена, где посетителя хотят задержать. Стеллажи напоминают лабиринты, где трудно сразу найти необходимое. Из-за этого тоже есть вероятность взять лишнее.
3. Привлекательные упаковки
Дизайн воздействует на восприятие. Яркий цвет, красивые картинки и шрифты, приятная на ощупь упаковка — все это влияет на поведение потребителей. Теплые и золотистые оттенки ассоциируются с высоким качеством и премиальностью, а товары с яркими или контрастными цветами могут показаться выгоднее.
Надписи «Обогащен витаминами», «Без ГМО» и другие фразы тоже привлекают внимание. Но на самом деле это лишь прием, направленный на продажу большего количества продуктов. Если есть пометка «Без сахара» это вовсе не означает, что продукция не содержит углеводы и калории. Обычно сахар заменяют сиропом или сахарозаменителем, которые не полезны для организма.
Еще упаковка может казаться больше, чем есть. Из-за этого появляется ложное ощущение выгоды, особенно если не обратить внимание на реальный вес или объем.
4. Ценник и акции
Маркетологи играют на психологии человека. Наиболее распространены следующие уловки:
- Цифра 9.99 вместо 10 на ценнике. Хоть и разница незначительная, мозг все равно воспринимает цену как 9 с чем-то, а не 10, поэтому считает товар недорогим. Этот прием используется во всем мире.
- Искусственные скидки. Сначала цену поднимают, затем возвращают к прежнему уровню. Еще запускают акции «2 по цене 1», которые заставляют купить больше запланированного. А если предлагают подарок за покупку, на самом деле его стоимость входит в цену основного товара.
Необходимо помнить, что цель акций — не помочь людям сэкономить, а наоборот, стимулировать их потратить больше. Создается лишь иллюзия выгоды.
5. Мелкий шрифт
На современных упаковках все написано настолько мелко, что разглядеть их довольно сложно. Производители охотно этим пользуются, например, так:
- надпись «содержит сок» — в составе лишь 1-5% концентрата, а на остальную долю приходится вода и ароматизаторы;
- маркировка «без сахара» — вместо сахара добавлен сироп глюкозы или мальтодекстрин, которые тоже вредят организму;
- фраза «акция» и возле нее сноска мелким шрифтом «скидка действует при покупке от 4 штук», о которой становится известно только на кассе.
Формально производители не нарушают законодательство, но манипулируют покупателями. Если внимательно прочитать информацию на упаковке и ознакомиться с условиями акций, удастся защитить себя от манипуляций.
6. Большие тележки для покупок
Согласно исследованиям, с большой корзиной или тележкой объем покупок вырастает примерно на 30-40%. Причина в визуальной пустоте, которую хочется заполнить дополнительными товарами. К тому же тележки оснащены удобными отделениями, подставками под напитки и даже держателями для гаджетов. Покупателям комфортно находиться в магазине, поэтому они получают удовольствие от процесса и не контролируют траты.
7. Навязанные рекомендации
На потребительское поведение влияет информация из социальных сетей и блогов. Инфлюенсеры делятся своими впечатлениями о товарах, формируя тренды и повышая интерес к конкретной продукции. Даже если блогер говорит, что первый раз опробовал товар, с большой вероятностью это лишь рекламный ход.
В магазинах встречаются таблички и наклейки с надписью «хит продаж» или «выбор покупателей». Это вовсе не результат опроса и тщательного анализа, а просто очередная уловка торговой точки или производителя.
8. Музыкальное сопровождение
Это один из самых распространенных инструментов, оказывающих влияние на психологию покупателей. Если звучит спокойная музыка, люди адаптируют свои движения под ее ритм. Увеличиваются контакты с товарами, а значит, растут продажи.
Праздничная музыка направлена на создание положительных эмоций, притупляющих мышление. Она также увеличивает склонность к спонтанным покупкам.
Согласно исследованиям, правильно подобранное музыкальное сопровождение в магазинах, помогает поднять продажи на целых 10-15%.
9. Мелочи в прикассовой зоне
Расположение разных мелочей на стендах у кассы — один из популярных маркетинговых приемов. Там размещены шоколадки, батарейки, лотерейные билеты и прочие товары импульсивного спроса. Именно их хватают покупатели, находясь в очереди. Особенно это касается сладостей и других детских товаров. Взрослые после похода по магазину не могут противостоять давлению детей и соглашаются на незапланированные покупки. В итоге чек увеличивается на 200-500 рублей.
В любом супермаркете все организовано таким образом, чтобы посетители приобрели как можно больше товаров. Каждая даже мельчайшая деталь тщательно спланирована маркетологами, мерчендайзерами и другими специалистами.
Понимание маркетинговых уловок необходимо, чтобы противостоять давлению и контролировать расходы. Эти знания помогут действительно экономить деньги и не верить дешевым трюкам. Важно всегда включать критическое мышление: от составления списка покупок до изучения информации, написанной на упаковке мелким шрифтом.