Отправить заявку

Потребляй,
а то… А то что?

Современное общество – это общество потребления. И это не оценочная характеристика с негативным акцентом, а свершившийся факт.

И общество ДИКТУЕТ людям, составляющим это самое общество, культуру поведения и потребления.


Диктат диктанта


Некоторые «фразы» этого «диктанта» легко читаются – вездесущая реклама с призывами купить-купить-купить и не выпасть таким образом из тренда, развитие кредитования в разных формах, чтобы вы могли покупать-покупать-покупать все больше и больше. Важно: никто в подробностях не объясняет, из какого тренда вы вывалитесь, если не купите эту вещь из последней коллекции, новую модель телефона или автомобиля и т. д., почему это столь страшно и чем вам грозит. Вас просто убеждают, что вот без этой конкретной суперпуперновинки вы окажетесь хуже других, которые на волне, в тренде, в русле тенденций, потому как – молодцы какие! – идут в ногу со временем и на новшества денег не жалеют.

Есть «фразы» полувыцветшие, их прочесть и осознать сложнее. Например, уверения (явные и скрытые) в том, что за бренд надо платить больше. И вы покорно соглашаетесь с этим – и платите. Особенно охотно платите, когда к магическому существительному «бренд» прибавляется волшебно-вымогательное прилагательное «детский». И вместо того, чтобы купить чаду на лето на рыночном развале две пары сандалий рублей по пятьсот-шестьсот, чтобы перед первым сентября их было не жалко выбросить, вы, завороженные рекламными мантрами про экологичность, безопасность, рекомендации врачей-ортопедов, новую коллекцию, которая раскрасит лето вашего ребенка в яркие цвета (нужное подчеркнуть, недостающее вписать), выкладываете из кошелька гораздо большую сумму за банальную сезонную обувь. И слово «сезонная» в данном случае имеет значение прямое – обувь и впрямь покупается на один сезон, так как, и любой родитель согласится с этим утверждением, летом дети и их ноги растут ускоренными темпами. Но ведь реклама … и яркое лето …и опять же британские врачи-ортопеды доказали, что обувь конкретной уважаемой марки не только безопасна для вашего драгоценного чада, но и способствует его развитию…

Общество потребления породило новый вид – «человек покупающий»

Есть фразы, написанные симпатическими (невидимыми) чернилами. Их не прочесть, их вроде и нет как бы, но невидимые слова имеют вполне осязаемую власть. Это, в частности, запрограммированная замена одних поколений вещей другими. Наиболее яркий пример – выход «на пенсию» аудиокассет и аппаратуры для их прослушивания, видеокассет и видеомагнитофонов. Наверняка у многих дома имеются целые залежи видеокассет, причем вполне пригодных для просмотра, но вот магнитофон, скорее всего, неисправен, просто из-за времени. И новый не купишь, их просто нет в продаже. И, чтобы показать своим детям любимые вами когда-то мультики, надо пойти в магазин и приобрести аппарат нового поколения и носители к нему.

Повторим: общество потребления – это не плохо и не хорошо. Это данность, в которой мы живем, причем это «мы живем» относится и к огромному мегаполису, и к маленькой деревне. И эта данность, так или иначе, на нас влияет. Но у взрослых людей есть реальная возможность регулировать и нивелировать степень этого влияния.


Своими словами


В начале материала было употреблено слово «диктант». Но диктанты пишут по преимуществу в школьные годы. Потом мы взрослеем, время диктовки заканчивается. Взрослый человек имеет полное право не прислушиваться к диктанту, незаметно трансформирующемуся в диктат. Или прислушиваться, но не писать на автомате, под диктовку, а задумываться над тем, что он слышит. Задумываться и делать выбор: да, с этой фразой я согласен, а вот это полная ерунда, а эти предложения надо вообще пропустить мимо ушей, не дослушав.

И еще: в какой-то момент надо переходить к собственным сочинениям…