
Маркетинговые уловки повышают риск вынужденных микрозаймов

Как маркетинговые уловки заставляют нас брать микрозаймы
МФО лояльны к потенциальным клиентам, быстро рассматривают заявки и мгновенно выдают деньги на карту, что компенсируется высокими процентными ставками (вплоть до 292% годовых). Поэтому обычно люди обращаются в микрофинансовые организации лишь в случае крайней необходимости — например, если из-за задержки зарплаты не удается оплатить жилищно-коммунальные услуги или купить продукты питания.
Маркетологи же используют множество уловок для стимуляции потребительского спроса, и хуже всего, когда это приводит к оформлению микрозаймов.
Какие маркетинговые уловки наиболее распространены
Если раньше реклама просто информировала потенциального покупателя об основных характеристиках товара, то теперь она воздействует на его сознание, вызывая страх упустить выгоду. Чаще всего маркетологи пользуются следующими приемами:
- Ограниченное время акции или количества товаров — «осталось всего 3 смартфона» или «скидки только сегодня». Подобные фразы стимулируют людей совершать импульсивные покупки, не заботясь, как это отразится на бюджете.
- Социальное давление — например, в рекламном ролике демонстрируется счастливая семья с роботом-пылесосом или говорится о том, что именно эта модель является самой популярной. У зрителя невольно возникает желание приобрести продвигаемый товар, потому что он есть у всех.
- Беспроцентная рассрочка. Кажется, что это выгодно за счет отсутствия переплаты. Но в рекламе часто умалчивается о том, что при оформлении договора требуется еще и оплатить страховку или какие-либо комиссии.
- Таргетированная реклама. В социальных сетях используются специальные алгоритмы, позволяющие демонстрировать рекламные баннеры и ролики тем пользователям, которые могут быть заинтересованы в конкретной продукции (на основе данных о возрасте человека, его интересах, платежеспособности).
Все это вынуждает людей оформлять микрозаймы, чтобы удовлетворить навязанную потребность.
Кто чаще всего берет займы под влиянием рекламы
В первую очередь жертвами маркетинговых уловок становятся:
- молодые люди, которые зависимы от общественного мнения и активно пользуются Интернетом, где изобилует агрессивная реклама;
- граждане с низким уровнем дохода, не желающие отставать от окружающих и готовые оформлять займы даже для покупки новой модели смартфона, на который им самостоятельно пришлось бы копить несколько месяцев;
- люди с низким уровнем финансовой грамотности, не понимающие, насколько невыгодны микрозаймы.
Также маркетинговым уловкам подвержены те, кто испытывает негативные эмоции — стресс, тревогу, страх. Они пытаются поднять себе настроение покупкой желаемых вещей.
Чем грозит чрезмерное увлечение микрозаймами
Высокие ставки — не единственный минус займов. Деньги выдаются на короткий срок (обычно не более 1 месяца), из-за чего клиент МФО не всегда успевает погасить долг вовремя. Тогда образуется просрочка, что влечет за собой начисление штрафов и пени, увеличивая и без того крупную переплату.
Некоторые люди оформляют новый займ только для того, чтобы погасить старый. Это может повторяться на протяжении нескольких месяцев и даже лет — человек попадает в долговую яму. Со временем из-за начисленных процентов задолженность становится неподъемной, и в результате заемщик сталкивается с судебными разбирательствами, арестом счетов, конфискацией имущества.
Нельзя забывать и о психологическом давлении. Должник постоянно испытывает стресс из-за невозможности исполнить финансовые обязательства, его мучает чувство вины и тревоги, ему настойчиво звонят коллекторы.
Как решить проблему получения займов под влиянием рекламы
На уровне общества нужно:
- Ужесточать регулирование маркетинговой сферы. При создании рекламы компании не должны использовать манипуляции — особенно в отношении тех категорий граждан, которые наиболее к ним уязвимы.
- Повышать уровень финансовой грамотности — рассказывать населению о важности изучения кредитных договоров перед подписанием, основах ведения бюджета, различиях между желаниями и реальными потребностями.
- Сделать микрозаймы более доступными — снизить максимальную величину процентной ставки по ним.
Чтобы не попасть в долговую яму, самим гражданам необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Не покупать понравившийся товар сразу, а подумать над целесообразностью его приобретения в течение хотя бы 1-2 дней.
- Установить лимиты на определенные категории расходов (такая опция предусмотрена в мобильных приложениях многих кредитно-финансовых организаций).
- Использовать блокировщики рекламы.
Также важно постоянно работать над повышением уровня финансовой грамотности: это поможет избегать любых маркетинговых уловок, используемых компаниями.